ФЭНДОМ

Название может быть основано на ивритском слове "yael", что дословно означает "горный козел".

МифологияПравить

Эал впервые упоминается у Плиния Старшего в "Естественной истории". У Плиния это животное описывается в контексте рассказа о зверях Индии (часто пишут, что у Плиния эал — зверь Эфиопии. Это не так.):

«Там же водится зверь, называемый эал; величиною он с гиппопотама, слоновьим хвостом, цветом чёрный или рыжий, кабаньими челюстями, с подвижными рогами в длину большими, чем локоть, которыми в битве он атакует, попеременно чередуя, направляя их прямо или вбок в зависимости от обстоятельств.»
Cajus Plinius Secundus Historia Naturalis H. Rackham.

Практически то же описание приводит Солин, немного, однако, расширяя текст:

«Водится здесь (в Индии — прим.авт.) животное эал, похожее на лошадь. Хвост у него как у слона, цвет чёрный, челюсти кабаньи. Рога у него больше локтя длиной, причём они подвижны, так что ими можно управлять в зависимости от избранной эалом тактики боя. В бою эал один свой рог выдвигает вперёд, а другой отодвигает назад, поэтому, если при ударе первый рог на что-нибудь наткнётся, острие второго довершит дело. Его сравнивают с гиппопотамом: действительно, он очень любит плескаться в речной воде.»
Солин "Собрание достопамятных сведений"

Существовали попытки объяснить появление животного с подвижными рогами благодаря непониманию путешественниками обычаев некоторых африканских племён, направляющих рога своего домашнего скота в разные стороны, иногда считается, что прототип эала — антилопа гну. Эал упоминается Гонорием Августодонским, который говорит, что эал одинаково силён и яростен и в воде, и на суше, в остальном же не сообщая ничего оригинального.

В текстах бестиариев, эал описывается достаточно стандартно, однако в некоторых, в его описаниях вместо "челюстей кабана", появляются "челюсти козла", в результате чего некоторые изображения эала в бестиариях рисуют его с козлиной бородой. Эал, под именем центикор упоминается в бестиарии Пьера из Бовэ, причём автором приводятся вполне оригинальные известия об этом животном, в частности о его вражде с василиском и о том, что у этого животного человеческий голос. Так о вражде с василиском рассказывается, что последний ненавидит эала, и, подкравшись к спящему эалу, жалит его между глаз. Это место набухает до такой степени, что выдавливает глаза животному, и оно вскоре погибает от яда.

Йейл был очень популярен в Средние века в качестве геральдического животного. В английской геральдике он становится одним из так называемых "королевских животных". Так эал присутствует на гербе Катерины, матери английского короля Генриха VII, на гербе Крайст Колледжа в Оксфорде.

Современное использованиеПравить

  • Эал изображен над воротами колледжа Св. Иоанна в Кембридже

ГалереяПравить