ФЭНДОМ

Арабское название птицы - Murg-i-humay’un-bal, что дословно переводится как "птица, предвещающая счастье".

МифологияПравить

В иранской и арабской мифологии, а также в арабизированной мифологии народов Средней Азии — волшебная птица. Согласно иранским и арабским текстам, Хумай представлялась как волшебная птица-феникс, вещая птица. Считалось, что она делает царем человека, на которого бросает свою тень. Интересно отметить, что имя Хомаюн в персидском языке означает "счастливый, августейший". В арабизированной мифологии Средней Азии хумай считалась птицей счастья, "хума солнца", "хума счастья". Существовала вера в то, что убивший птицу хумай умрет в течение сорока дней. В эпосах «Урал-Батыр» и «Акбузат» Хумай предстает как девушка-лебедь, дочь небожителей — царя птиц Самрау и небесной красавицы Солнце.

Согласно гипотезе С.М.Абрамзона, сказочная птица Хумай генетически связана с образом Умай — древним женским божеством тюркских народов. Также исследователи в качестве возможной рассматривают версию происхождения славянского образа птицы Гамаюн от ирано-арабской птицы Хамайя.

  • Восстание из пепла - Как феникс, хумайя способна сгорать и восставать из собственного пепла.

Современное использованиеПравить

  • Птица Хумайя изображена на гербе Узбекистана.
  • Изображение птицы Хумайя используется символом Иранских авиалиний.

ГалереяПравить