ФЭНДОМ

Большинство наименований персонажа указывает на время его появления: полу́дница (архангел., вологод., сибир.), полу́деница (архангел., ярослав.), искажённое болу́дница (архангел.), коми пöлöзнича, к.-п. луншерка «полуденка», к.-язьв. оборониха; польск. przypołudnica, południca, przełudnica, południowka; чеш. polednice, polodnice, poludnice; словацк. poiudnica; в.-луж. pripoldnica, н.-луж. psespoinica; в ряде случаев Полудницу называют по месту её появления: ржица (архангел.), ржаница (ярослав.) или по атрибуту, приписываемому персонажу: сковородника (архангел.), в.-луж. serpownica, serpjelbaba, serpašyja, serp.

МифологияПравить

Полудница - русский и западнославянский женский мифологический персонаж, персонифицированное выражение полдня как опасного для человека пограничного времени суток. Полудница сочетает в себе черты солярного духа, связанного с летним солнечным светом и жаром; сезонного демона, проявляющего себя в период цветения и созревания хлебов и влияющего на вегетацию растений. Может смешиваться с другими сезонными и атмосферными персонажами — русалками, вихрем или переходить в разряд персонажей-устрашителей, которыми пугают детей.

Полудница настигает тех, кто работает в поле в полдень (по народному обычаю в полдень следовало отдыхать) и может даже отрезать голову нарушителю традиций. Отрицательно относится к беременным женщинам и младенцам: оставленного в поле без присмотра ребёнка похищает или же может заменить своим собственным. Если встретить Полудницу в полдень, то она может начать загадывать загадки, если не разгадать — может защекотать до полусмерти.

Полудницы представлялись в виде девушек (иногда и юношей) в белом прозрачном платье или косматой старухи. Считалось что чаще всего появляются на ржаных полях во время жатвы, отсюда второе название — «ржаницы», «ржицы».

Могут завлечь путешественника, уморить его крепким сном, после которого тот может и не проснуться, сам становясь полудницей.

Согласно поверьям, полудницы любят плясать, причём переплясать их никто не может: могут плясать без устали до вечерней зари. Если же найдётся девушка, которая сумеет «переплясать», то по преданиям, полудница одарит её невиданно богатым приданым.

Иногда в севернорусских поверьях считаются одним из видов русалок, поэтому иногда их называют «полевые русалки».

  • Сон - Полудницы могут уморить путника крепким сном, от которого тот может и не проснуться.
  • Щекотка - Могут защекотать до смерти.

  • В игре The Witcher 3: Wild Hunt появляется персонаж Полудницы.

ГалереяПравить