ФЭНДОМ

Имя Марена, скорее всего, происходит от прото-индоевропейского корня мар-, мор-, означающего смерть . Словацкая форма теонима ма(р)мурена говорит о том, что богиня, возможно, первоначально была связана с римский богом войны Марсом (известный под разными именами, в том числе Мармор, Мамерс и Мамуриус Ветуриус).

Другие теории утверждают, что ее имя происходит от того же индоевропейского корня, латинской mors - "смерть" и русского мор. Некоторые авторы также сравнивают ее с Марой, злым духом в немецком и славянском фольклоре, связанным с кошмарами и параличом во сне. На польском и в некоторых русских диалектах слово "мара" означает «фантом», «видение», «галлюцинация».

МифологияПравить

Как правило, чучело Марены сооружали из соломы, которую насаживали на шест. Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты.

Обычно Марена имела женский облик, её готовили и носили по селу девушки. В некоторых местах чешско-словацкого и смежного с ним польского ареала также делалось и мужское чучело, которое носили парни.

Обряд исполнялся в одно из воскресений в конце Великого поста (чаще всего в 4-е или 5-е, называемые у словаков «Черным», «Смертным», «Мареновым» — Čierna, Smrtna, Marmuricnova nedeľa, у чехов — Smrtna neděle, иногда в 6-е, Вербное — Květná neděle). Марену несли с песнями за село и там уничтожали: топили (словац., чеш., морав., пол.), сжигали (пол., чеш.), разрывали на части (морав.), забрасывали на дерево (морав.), разбивали о дерево (словац.), били палками (словац., морав.), закидывали камнями (морав.), сбрасывали в пропасть (морав.), закапывали в землю (чеш.) и т. п. Уничтожение должно было быть окончательным: следили, чтобы Марена сгорела полностью, брошенную в воду Марену забрасывали камнями до тех пор, пока она не утонет, разбитое чучело сжигали на костре.

Верили, что уничтожение чучела обеспечит скорый приход лета, хороший урожай, сохранит село от наводнений и от пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество. Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи (морав.).

Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» (kralovna), и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зеленые ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья (см. Деревце обрядовое). Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko (словац.), nove lito (чеш.), majiček (морав.).

На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара (призрак). Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами. Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху — Купало. Пока девушки пели и скакали через костёр, парни подкрадывались, отнимали Марену, разрывали, разбрасывали или топили в воде. Части разорванной Марены девушки относили в огород для плодородия.

  • Холод - Марена является как бы противником весны, стараясь сохранить зиму как можно дольше, насылая морозы.

Современное использованиеПравить

В наши дни Марену часто представляют как олицетворение зимы и символическое утопление означает конец сезона холодов и возвращение жизни. Тем не менее, современные интерпретации обряда являются упрощенными, не в последнюю очередь из-за комбинации двух первоначально отдельных обрядов и изменений, внесенных в них.

Исследователи подчеркивают, что Марену представляли не только как олицетворение зимы, но и как славянскую богиню. Позже Марена стала ассоциироваться со смертью, что упростило ее значение и важность как богини, которая была не только смертью, но и жизнью, управляя природой. Ее утопление в воде исследователями понимают как символический спуск в подземный мир, только чтобы возродиться вновь следующей зимой. Некоторые исследователи подчеркивают жертвенный характер этого ритуала и предполагают, что Марена приносится в жертву, чтобы успокоить зиму. Авторы Wyrzeczysko предполагают, что Марена приносится в жертву демонам воды, чтобы те помоги вырастить обильный урожай в следующем году.

У польской блэк металл группы Furia есть альбом под названием "Marzannie, Królowej Polski" (Марена, Королева Польши).

ГалереяПравить