ФЭНДОМ

На санскрите слово означает "морской дракон" или "водяной монстр".

МифологияПравить

Макары - автохтонные мифические морские чудовища, известные в индийской традиции и у ряда народов, на которые эта традиция оказала влияние. Огромные жители окружающих Индостан морей, они с виду напоминают гигантских рыб с головой то ли слона, то ли крокодила с рогами.

Макара — мифическое чудовище, наполовину животное, наполовину рыба. Такой типа дракон, чье тело состоит из частей разных животных. Здесь много версий, что от кого:

  • Голова - крокодила, слона с поднятым кверху хоботом, рыбы или водного чудовища с открытой пастью. Последний вариант более удобоварим, так как в предметах изобразительного искусства зубы животного мы можем наблюдать не только во рту, но и вдоль нижней стороны хобота (что дает основания ученым говорить о дельфиньих мотивах). При этом на нижней челюсти зачастую выделяются клыки, а непосредственно над верхней челюстью – слоновьи бивни.
  • Тело - от рептилии или гигантской рыбы. Да, практически на всех доступных изображениях тело макары покрыто либо чешуей рыбьего типа, либо щитками, как у крокодила.
  • Хвост - практически всегда рыбий, но иногда и богато расцветший, подобно корневищу лотоса, который некоторые ошибочно сравнивают с павлиньим. След лотоса более уместен. "Разные части тела макары выглядят стилизованными под это растение: чаще всего это рыбий хвост, иногда распадающийся на целое «соцветие», иногда - усы, кончик хобота, приобретающий вид характерного пучка щупалец, бахрома на лапах, грива. Подобные черты сохраняются в образе макары и за пределами Индии". Лотос не случаен, т.к. в индийской традиции лотос как символ женской жизненной силы, плодородия, тесно связанный с водой. Еще в последнее время у изготовителей всевозможный сувениров появилась тенденция заднюю половину макары упрятывать в раковину, подобную ракушке улитки.
  • Конечности - вот здесь имеет место быть куча вариантов. По несколько усовершенствованной классификаци, макары могут быть:
  • макары-гивры или кентавроиды - сказывается влияние нагов, благодаря которому макары могут изображаться как существа со змеиным телом, переходящим в человеческий торс, человеческую голову или множество змеиных голов. В буддийской иконографической традиции, где образы макары и нага различаются, тем не менее, есть случаи, когда нага изображается в виде морской змеи с хоботом слона;
  • макары-парапеды - имеют две пары конечностей, как вполне развитых («львиных»), так и коротких («крокодильих»). Коротконогий вариант встречается чаще;
  • макары-линвормы - одну пару сравнительно коротких лап.

Еще один вариант макар - козерог. В таком случае макара являет собой чешуйчатое тело на достаточно длинных ногах с рыбьим хвостом и головой антилопы или козы. Здесь сказывается влияние астрологической символики переднеазиатской культуры: знак Козерога, называемый в Вавилонии «Дикий козел» и изображавшийся зачастую с рыбьим хвостом (как символ богов Энки/Эа ), был заменен индийскими астрологами на макару, которая однако утеряла такой свой отличительный атрибут как хобот. Однако затем вавилонский образ вытеснил традиционную иконографию из сферы астрологических иллюстраций, при этом название существа осталось автохтонным.

В ведизме макара моделирует и/или символизирует жизнь и природу во всех ее состояниях-стихиях. Символика макары получает развитие в мифологических связях с божествами плодородия, жизненной силы и воды (одно из названий макары — "джала-рупа", "водная форма"). Такова связь макары с якшами как вегетативными божествами, которые, в свою очередь, соотносятся с приносящим жизнь древесным соком или с речными богинями Нади-деватас, для которых макара служит опорой или ездовым животным — ваханой.

В индуизме статус макар повышается и они становятся ваханами важнейших богов: Варуны, Сомы, Камы и Ганги (образ характерен для искусства эпохи Гуптов, в частности, он встречается в декоре портальных колонн храма в Каджурахо). Кроме того, макара входит в число сокровищ Куберы, символика макары присутствует в обрядах, связанных с Индрой. Если обратите внимание, то во многих образцах индуистской иконографии многие божества носят в ушах серьги в форме макар, что символизирует два вида познания - интеллектуальное и интуитивное. В современных вариациях индуизма макару часто связывают со второй чакрой в человеческом теле, свадхистаной, находящейся в области гениталий.

  • Монстры макара появляются в манге "Берсерк" и борется на стороне зла. Они выглядят как огромные морские существа с черной шерстью, огромными клыками и слоновьим хоботом.
  • В серии японских консольных ролевых игр Megami Tensei также существуют макары.
  • В серии игр Final Fantasy присутствует существо макара.

ГалереяПравить