ФЭНДОМ

Происхождение названияПравить

Очевидно, название злыдень происходит от слова "зло", и означает кого-то очень злого.

МифологияПравить

Злыдни - в мифологии древних славян - демонические существа, враждебные человеку, его недоля, беда, которые подчиняются навьям. Они невидимы и обитают в доме или сидят на плечах человека, принося несчастье и нищету. Серьёзного значения в народных верованиях злыдни не имели. Являются синонимом родственых персонажей: Доля, Недоля, Горе-Злосчастье, Лихо, Беда и других.

Белорусы представляли Злыдню в образе невидимой женщины, у которой нет языка, глаз и ушей, прежде она была змеёй. В иных местах злыдни имели вид худых облезлых животных, живущих в доме за печкой.

По поверьям от Недоли или злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить его в болото. Злыдней можно связать и оставить на дороге, заманить под камень, закопать и т. п. Они перейдут к тому, кто их освободит, обычно в сказках это завистливый сосед или барин. В русском фольклоре персонаж является одним из имён Недоли (плохой Доли), имеет синонимы: Недоля, Горе, Беда, под которыми упомянут в Русских народных сказках Афанасьева Горе. Миф восходит к рубежу XVI—XVII веков, когда на основе народных сказок была составлена «Повесть о Горе-Злочастии», образ которой затем много использовался в литературе, например у Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», С. Я. Маршака «Горя бояться — счастья не видать». В польских народных сказках схожий персонаж, живущий за печкой, может представать в образе голубя, говорящего «я ваша беда», от которого избавляются так же. Похож сюжет сказки «О рыбаке и черте» как рыбак избавился от беды с уловом, обманом связав чёрта и утопив, и чёрт затем стал водяным в омуте.

В народном колдовстве до сих пор есть обряд со схожим назначением, называемый «переклад», при котором проблемы наговариваются на предмет, оставляемый затем на перекрёстке. Похожее значение было и в древнеиудейском обряде «козёл отпущения», при котором брали двух козлов, затем на одного козла наговаривались беды и изгоняли в пустыню, а другого приносили в жертву Богу.

В современном украинском языке слово злидні употребляется в значении «бедность». Злыдни отличаются от пассивной доли: последняя только не содействует благосостоянию человека, первые приносят ему несчастье. В некоторых местностях злыдней представляли в образе невидимых стариков-нищих: где они поселятся, там вечно будет бедность.

  • Невидимость - Злыдней невозможно увидеть, если они сами того не пожелают.
  • Несчастье - Злыдни насылают на людей несчастье и нищету, причиняют всевозможные беды.
  • Оборотничество - По некоторым поверьям, злыдни способны превращаться в людей и животных.

ГалереяПравить