ФЭНДОМ

Евник происходит от названия евня - помещения для сушки снопов разных зерновых культур.

МифологияПравить

Евник, или осетник, ютится в сушне для сена, где неизменно понуро сидит на углу — или на запечном, или на углу печи, что выступает на середину сушни, или на сушильной жердочке и только изредка подходит к окну, чтобы выкашлять пыль и сажу; еще реже он переступает порог сушни чтобы осмотреть ток, склады снопов, направить или отклонить ветер, необходимый во время веяния зерна, посмотреть на молотьбу и на тех, кто работает в евне. В тех случаях, когда в евню заходят ненужные там персоны, евник возникает в разных местах евни и пугает пришельцев; если же в евню пришел тот, кого евник ненавидит, то последний внимательно следит за ним, чтобы, дождавшись момента, потревожить его сон, нагнать дыма, удушить чадом и даже сжечь вместе с добром, что там хранится.

При мирных взаимоотношениях, евник заботится, чтоб правильно топилась сушильная печь и сушились снопы с зерном, не ломает солому, посылает необходимый для веяния сквозняк, помогает, спорит работу. Когда сушня служит и для первичной обработки пеньки и льна, евник также дружелюбно служит около мялки и трепалки, хот и не переносит смрада вымоченной и отлежавшейся пеньки или льна. Очень нравится евнику, когда сушня заменяет баню: тут у него есть единственная возможность смыть сажу и пыль.

Когда Евник принимает зримый облик, то представляет собой человекообразную массу, где сажа, пыльные нити паутины, налипшая мякина из-за полумрака в сушне не дают возможности рассмотреть отдельные формы. Но евник преимущественно остается невидимым.

Евник не боится простого огня, и пожар в евне из-за людской неосторожности мало тревожит его; он выходит из своего жилища и спокойно наблюдает за тем, что происходит, а после пожара и ухода людей, влазит в печь, на обгорелое бревно, и там живет пока не построится новая евня, куда он сразу и переходит. Несколько иначе с пожаром от молнии: тогда нередко евник погибает от неожиданного громового удара. Мякинная пыль легко воспринимает пламя, и евник сгорает, не оставляя после себя ни пылинки. Если это случилось с одним евником, второй не пойдет в евню, отстроенную на том же месте: евня останется без евника.

Это такой один вариант образа евника — более бесформенный, близкий дворовым персонажам, в частности пуннику. Второй вариант более антропоморфен. В нем евник предстает в облагороженном виде и роднится с домовым.

  • Невидимость - Обычно евник невидим для человеческого взгляда.
  • Ветер - Евник способен нагнать ветер, необходимый во время веяния зерна.

ГалереяПравить