ФЭНДОМ

Вероятно, название вытьянка происходит от слова "выть".

МифологияПравить

В поверьях Костромского края вытьянка - тоскующая душа непогребенных костей, "ноющая кость" или "тоскующая кость", одно из воплощений "неупокоенного мертвеца" или его души.

«С могил невинно убитых слышат по ночам, как "кость ноет" (плачет). Крестьянин деревни Пеньки, Ногинской волости, А.Богов, 90-летний старик, рассказывал мне, как он сам слышал этот вой на "Городине" — урочище в лесу в 100 саженях от деревни, добавляя, что каждый раз, когда он приходил на это самое место "кость ныть переставала". В пасхальную ночь в деревне Китовразово, Галичского уезда, слышат, как "воет вытьянка" — это душа не похороненных костей просит похоронить их. Около свежих братских могил расстрелянных в 1919 году — близ разъезда Телищ, у станции Лютово и Нерехты на Егорьевой горе также слышат стон, как малину собирают. Народная молва передает, что наснилось кому-то про расстрелянных, будто стоят все они вместе и на головах у них золотые венцы, под венцами крылышки и кровь сочится.»
Смирнов В.И. "Народные похороны и причитания в Костромском крае"

Согласно крестьянским поверьям, душа непогребенного живет возле тела, оберегая его, пока тело не будет предано земле. В Череповецком уезде Новгородской губернии говорят, что на тот свет такую душу не пускают, "пока единая косточка будет лежать наруже, ибо сказано, что ни один человек поверх земли лежать не должен".