ФЭНДОМ

Происхождение названияПравить

Существует предположение о происхождении имени Вия от укр. вія, війка, белор. вейка — ресница.

МифологияПравить

Вий - это один из самых известных персонажей украинской демонологии, который чаще всего предстает в образе старика с густыми и длинными бровями и ресницами, через которые он ничего не видит. Его взгляд может быть смертельным для живых существ. У него пагубная, разрушительная силу, благодаря которой он способен провалить целый дом, а то и городок под землю, а на его месте создать водоем. Однако от этой магической силы спасает то, что Вий вокруг себя ничего не видит из-за своих чрезвычайно густых и длинных бровей и ресниц. В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда всё гибнет или портится.

В русских и белорусских сказках веки (ресницы, брови) Вия поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович» встречается упоминание о том, как ведьминому мужу поднимают брови и ресницы железными вилами.

Мотив страшного взгляда в украинской традиции связан с двумя персонажами — святым Касьяном и шелудивым Буняком (половецким ханом). Святой Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля — и «на что он тогда взглянет, всё погибает». Предводитель орды Буняк (из неустановленной летописи), уничтожает город силой своего взгляда. Согласно белорусской легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые достигают его колен.

Николай ГогольПравить

Слово «вий» не фиксируется в украинских словарях до появления одноимённой повести Николая Гоголя.

По данным Елены Левкиевской, в славянском фольклоре вообще не встречается персонаж со всеми признаками присущими гоголевскому Вию (при наличии персонажей с отдельными аналогичными чертами), поэтому образ Вия можно считать созданным непосредственно Гоголем.

«Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.»
— Примечание Н. В. Гоголя

Известна литературная обработка предания о Вие, сделанная Николаем Васильевичем Гоголем. Согласно исследованию Д. Молдавского, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния, укр. вія — ресница и повіка — веко, а также, возможно, укр. вий — вой.

В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем. Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страха.

  • Убийственный взгляд - Основная способность Вия, заключающаяся в моментальной смерти того, на кого он посмотрит, но так как его веки очень тяжелые и большие, ему необходимо помощь извне, чтобы их поднять.

  • В книге Стругацких «Понедельник начинается в субботу» он выведен эпизодически как Вий, Хрон Монадович.
  • В серии книг Д. Емца «Таня Гроттер» Вий присутствует как третьестепенный персонаж, дежурный «гвоздь программы» на «потустороннем ТВ». Периодически по окончании передач ему поднимают веки, что приводит к смертям среди неосторожных зрителей и телеоператоров.
  • Есть как минимум пять полноценных фильмов по повести Гоголя "Вий", а также мультфильм и даже компьютерная игра.

ГалереяПравить