ФЭНДОМ

Название происходит от двух слов - "вещица", что означает - предвестник, и "сорока" - по названию. птицы, в которую чаще всего, по приданию, превращается ведьма.

МифологияПравить

Вещица-сорока - опасная птица-оборотень; ведьма птица. Представления о птице-предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи).

Сорока - один из обычных обликов ведьмы, упоминания о котором постоянно встречаются в историко-литературных памятниках. Обернувшись сороками, ведьмы-вещицы (чаще всего две) могут действовать как"обычные ведьмы: выдаивать коров, портить людей (реже летать на шабаш, красть Луну).

Своеобразное занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую), - похищение плода из чрева беременных женщин. Ведьмы-сороки летают ночью по домам и крадут еще не родившихся младенцев, заменяя их головнями, вениками, кусками сырой свинины. Две ведьмы могут вредить беременной по большей части в отсутствием мужа. Чтобы оградить себя от них, женщина, если она спит одна, должна иметь при себе пояс мужа или иные принадлежащие ему вещи

Вещицы летают с едва заметным синим огоньком. По поверьям Томской губернии, ведьмы - вещицы проникают в дом через неблагословленные трубы.

Ведьмы-вещицы опасны тем, кто ложатся спать не перекрестившись или спят без креста, без пояса, навзничь. Появляясь в избе, сорока-оборотень словно парализует беременную, которая не может пошевелиться.

Вещица, птица людоедка - воплощенная судьба и смерть одновременно (представления о смерти как о похищении, поедании - одни из древнейших). В то же время, по поверьям многих народов, божества, которые могут похитить, съесть, уничтожить роженицу и ребенка, хотя и опасны, но необходимы. Видимо, образ, подобный вещице, согласно мифологической логике, объединяет в себе и божество, дарующее жизнь, и божество, ее отнимающее. Чтобы внести в мир живое существо, его в некоторых случаях необходимо иметь в себе, то есть вначале нужно как бы поглотить, «съесть».

  • Сорока - Оправдывая свое название, вещица способна превращаться в сороку и летать. Также, говорят, она может превращаться и в других людей.
  • Похищение плода - Согласно поверьям, вещица-сорока способна похитить плод ребенка прямо из чрева беременной, заменяя его краюшками хлеба, вениками-голиками, льдом, кусками сырой свинины.

ГалереяПравить