ФЭНДОМ

МифологияПравить

Апоп - в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Заклинания против Апопа постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца.

Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Днём Ра плывёт, освещая землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней, и, пересев на ночную барку Месектет, плывёт со своей свитой по подземному Нилу. Подземный Нил течет по узкой долине, разделенной двенадцатью воротами на двенадцать частей. Все эти врата охраняются огнедышащими чудовищами. Охранять солнечный диск от посягательства подземных врагов великому Ра помогают его сын Гор с головой сокола, дочь Хатхор, богиня справедливых законов Маат, ибисо-головый мудрец Тот, бог-змей Нехебкау и бог-волк Упуаут, знающий магические заклинания. Все стражи ужасны, но все они — безобидные невинные создания по сравнению с Апопом.

Гигантский пестрый змей Апоп вьется кольцами, а когда вытягивается, достигает в длину 450 локтей. Это примерно 230 метров. Всеми силами Апоп пытается помешать богу Ра и его свите. Он готов для этого на все, даже выпивает воду подземного Нила до капли. Но Ра с помощью других богов поражает Апопа копьями и мечами и, пронзив каждый изгиб его туловища, заставляет изрыгнуть всю проглоченную воду.

Апоп считался творением Нейт, явившимся из первозданных вод ещё задолго до Великой Эннеады. Существует также версия мифа, где Апоп выступает в качестве демиурга — создателя Вселенной.

Первоначально защитником Ра был Сет, каждую ночь побеждающий Апопа. Позже Апопа сближали с Сетом.

Существовал также миф, согласно которому Ра-солнце в образе рыжего кота под священной сикоморой города Гелиополя победил огромного змея (Апопа) и отрезал ему голову.

В Книге преодоления Апофиса содержатся многочисленные заклинания, которые якобы применяли жрецы для сражения с Апопом, если же он все-таки выйдет наружу, в Египет, дабы свершить свою миссию — поглотить солнце и повергнуть Землю в вечный мрак.

Современное использованиеПравить

  • В честь Апопа (в древнегреческом произношении — Апофиса) назван астероид 99942 Апофис, который в апреле 2029 года будет пролетать около Земли.

  • На образе Апопа (в древнегреческом произношении — Апофиса) основан Апофис, один из персонажей научно-фантастического телесериала «Звёздные врата: SG-1», выступающий как второй главный враг Земли после Ра.
  • Апофис - антагонист в книгах серии «Наследники богов» Рика Риордана: «Огненный трон» и «Тень Змея».
  • Апофис - присутствует в голливудской ленте «Боги Египта». Правда, там он обитает не под землей, а на небе, и Ра ведет с ним борьбу именно там.
  • Монстр апоп присутствует в игре Dungeons & Dragons.

ГалереяПравить