ФЭНДОМ

МифологияПравить

Анталоп - чудесный зверь средневековых бестиариев и геральдических сборников. На первый взгляд он весьма напоминает обыкновенную антилопу, но если присмотреться внимательнее, то становятся заметны тигриная голова анталопа, избирательная кустистость его меха, далеко не травоядные клыки и странные пилообразные рога этого существа. А вот сравнительно традиционное его описание в средневековых бестиариях:

«Это животное в высшей степени сильное, так что охотник не может приблизиться к нему. На лбу у него большие рога, имеющие вид пилы, так что пилит он большие и высокие деревья и валит их на землю. Когда же возжаждет, идет на реку Евфрат и пьет. Там есть кусты с тонкими ветвями. И начинает играть животное рогами с кустами и, запутавшись, удерживается, связанный ветвями. Ревет, желая убежать, и не может. А охотник, услышав его ревущего, приходит и убивает его.»
Физиолог

По мнению Александра Юрченко, изначально анталоп назывался совсем другим именем — "гидроп" — и был значительно более миролюбив:

«Есть животное, крайне незлобивое и безвредное; питается оно травою; на лбу у него один рог с концом, загнутым вниз, и конец тот крестообразен. Когда оно чувствует жажду, идет к воде, мешает своим рогом воду, и вода становится сладкой, ее пьет оно само, и какие ни есть животные, так как все животные смотрят на него в ожидании, что пойдет к морю и замешает воду рогом.»
Юрченко А.Г. "Александрийский Физиолог. Зоологическая мистерия"

Юрченко считает, что гидроп — одна из ранних манифестаций единорога. А классический образ анталопа вырастает из смешения раннего и однорогого гидропа-единорога как символа порока (мотив превращения горьких вод в сладкие) и двурогого оленя, попирающего дьявольское искушение. Получается композитный образ анталопа, призванный убедить христианина, имеющего "два рога", — Новый Завет и Ветхий, — победить с их помощью блуд и прелюбодеяние, и не стать жертвой коварного дьявола-охотника.

Одно из названий анталопа - калопус, который описывается как большое существо с телом волка, мордой кошки и бородой козла. Также говорится, что у него раздвоенные передние копыта, а задние лапы как у рептилии. Первое известное изображение в калопуса было найдено высеченным на деревянном столбе в церкви деревни Равенингхам графства Норфолк в Англии. Сама церковь была построена где-то около 1383 года, и хотя эта резьба является первым известным физическим упоминанием калопуса, подобный зверь существовал и в древнем Вавилоне, где его иногда называют катлоуп или апталеон.

Современное использованиеПравить

  • Узкокрылка пильчатоусая, или пильчатоусый калопус (лат. Calopus serraticornis) — вид жуков-узкокрылок.
  • Существо отмечено на гербе Тюдоровского периода.

ГалереяПравить